Постоянство – признак мастерства. или почему качество мебельных клеев стало отличаться от партии к партии?

Мебельщик

За прошедший год многие производители мебели и мебельных фасадов стали сталкиваться с нестабильностью качества казалось-бы привычных клеев, используемых в собственном производстве. Пожалуй, наиболее остро данная проблема отразилась на сегменте полиуретановых клеев, используемых для мембранно-вакуумного прессования при облицовке пленкой ПВХ. 

При этом зачастую речь идет о ситуациях, когда производителям удалось сохранить поставки привычных марок клеев, а поведение изготовленных фасадов вдруг изменилось. Давайте попробуем разобраться, что происходит «на кухне» клеевых производителей, и, что делать, чтобы быть уверенным в том, что очередная партия клея обеспечит необходимое качество облицованного фасада?

Разбираясь в этом вопросе нельзя не вернуться к популярной теме санкций и ограничений на ввоз некоторых товаров, т.к. основной компонент полиуретановых клеев для мембранно-вакуумного прессования – это полиуретановая (ПУ) дисперсия, которая  исторически не производится в России, а сотрудничество с европейскими производителями таких дисперсий стало максимально проблематичным. В следствии чего отечественным производителям клеев пришлось корректировать свои рецептуры, заменяя ПУ-дисперсии, и разворачиваясь от старого света на восток.

По данным маркетолога-аналитика компании Хома Адгезив Галины Шахновской, импорт полиуретановых дисперсий для мембранно-вакуумных клеев в 2023 году демонстрирует полный переток с Европы на Китай. При этом объем импорта 2023 года приблизился к объемам 2021 года, что говорит о том, что практически все российские клеевики адаптировались к новым реалиям и провели работу по замене сырья.

 Мебельщик_2.png

       

Стоит также отметить, что цена на полиуретановую дисперсию приросла по отношению к 2022 году на 23%. Фактор роста цены сырьевых дисперсий конечно-же сказывается на стоимости готовых клеев, а также является одной из причин вопросов по вдруг изменившемуся качеству клея. Это обусловлено попытками производителей клеев минимизировать рост себестоимости своей продукции, для чего адаптации рецептур к новому сырью зачастую сопутствует работа по оптимизации данных рецептур со снижением некоторых качественных характеристик продукта. 

И здесь возникает первый ответ на заданные вопросы про стабильность качества клеев: производителям мебели не стоит надеется на чудо и слишком оптимистично смотреть на отсутствие повышения прайсов у своего поставщика клея, т.к. приведенные цифры подтверждают, что качественное сохранение клеевых рецептур в 2023 году невозможно без соответствующего удорожания, обусловленного сырьевыми вопросами.

Говоря о переходе на дисперсии Азиатско-Тихоокеанского региона необходимо отметить, что вопрос по стабильности качества партий – это вопрос и самих сырьевых азиатских дисперсий, стабильность которых значительно уступает европейской. В результате, даже, если производителю клея удалось подобрать замену европейской марке, наладить стабильную поставку из Азии от одного поставщика, то это не дает гарантии стабильности клея, просто потому, что и сами производители клеев стали страдать от нестабильности качества ключевой дисперсии.

Безусловно решением описанных проблем должна явится разработка собственных российских полиуретановых дисперсий, что является серьезным вызовом для отечественных химиков. На сегодня такие разработки ведутся в научно-исследовательском центре одного из ведущих производителей отрасли – компании Хома. По словам представителей компании, запуск массового производства собственных полиуретановых дисперсий запланирован на 2024 год, и в первую очередь Хома планирует решить вопрос внутренней обеспеченности, переведя рецептуры своих клеев на собственные сырьевые компоненты, исключив логистическую и качественную зависимость от сторонних поставщиков. 

Это очень оптимистичные планы, которые обещают оказать влияние на весь рынок мебельных клеев, но, учитывая опыт Хомы, осуществляющей разработку и производство сложных химических продуктов, в том числе различных дисперсий, уже не один десяток лет, можно верить и  ожидать, что российский рынок действительно ждет большой прорыв, при чем уже в ближайшей перспективе. Все вместе ждем запуска производства российских полиуретановых дисперсий от Хомы, затаив дыхание!

А пока неизменные советы всем производителям мебели: не забывайте о входном контроле используемого клея, даже если вы уже имеете опыт работы с данной маркой; выбирайте продукцию от производителей, в чьем штате есть собственные научно-исследовательские центры, способные своевременно реагировать на изменения сырьевого рынка и адаптировать свои рецептуры с сохранением их качества и, пожалуй, трезво оценивайте изменения или их отсутствие в прайсах своих поставщиков.   

Екатерина Черкасова 
Руководитель группы продуктового маркетинга ООО «Компания Хома»  

Журнал "Мебельщик", №14 '20

Дополнительная информация по теме:
Вернуться к списку